Барокко (с итальянского «вычурный», «причудливый») зарождается в европейском искусстве в конце XVI века. Ему были свойственны контрастность, динамичность образов, стремление к пышности и величию. Это первый стиль, который наиболее полно охватил все виды искусств: архитектуру, музыку, живопись, экстерьер дворцово-парковых ансамблей, интерьер, все сферы жизни людей. Для архитектуры барокко (Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, Б. Ф. Растрелли в России, Ян Кристоф Глаубиц в Речи Посполитой) характерны пространственный размах, текучесть сложных, закрученных и криволинейных объёмов.
Обязательными признаками являются обширные колоннады, большое число раскреповок, рустованные колонны и пилястры, богатые капители, наличие большого количества скульптуры, как в интерьере, так и в экстерьере. Купола становятся всё более сложными, часто они многоярусны, как у собора Св. Петра в Риме. Характерные детали барокко - атлант, кариатида, маскарон.
Основными декоративными элементами того времени становятся натуралистические цветы и фрукты, гирлянды из них, пышные акантовые завитки, разнообразные волюты, а также стилизованные драконы и дельфины. Также встречаются фигуры и головы животных, пересекающиеся круги, извивающиеся змеи, вазы, амфоры и жертвенники, дубовые листья и ветки, растительные и цветочные элементы.
Барокко благодаря повсеместному развитию мануфактуры стал своеобразным расцветом ремесленной деятельности. Это пике не обошло и кузнечное дело. Широко завоёвывают популярность кованые ограды, решетки, ворота со сложным и пышным декорированием. Композиция насыщена сложнейшими деталями, выразительными элементами. Мастера-кузнецы начинают комбинировать металлы: на железной основе используются накладки из латуни, бронзы, меди. Они начитнают работают в тесном сотрудничестве с архитекторами и художниками, появляются рисованные альбомы эскизов и примеров рисунков, рекомендуемых для декора жилья.
Кованые решетки, калитки, кованые ворота в стиле барокко уже не похоже, что несут свою основную защитную и устрашающую функцию. Это художественное полотно, призванное украшать.
В конце XVIII века барокко претерпевает некоторые изменения: рисунки орнамента становятся асимметричны, изогнутые ветви и завитки скрывают основную конструкцию кованого изделия. Кованые прутья вытягиваются, становятся тоньше, элементы орнамента – деликатнее и изящнее. Новое направление, ставшее впоследствии отдельным стилем, получило название рококо. В целом отличить эти два стиля достаточно сложно, но у рококо есть особенность – завиток ассиметричен. За счёт этого теряется некоторая строгость и помпезность. Рококо мягче, плавне, изящнее.
Одной из разновидностей рококо является рокайль – направление, получившее своё название от раковины. Стилизованная раковина становится характерным элементом, вплетается в рисунок. Стиль рокайль принял в себя идею завитка морской волны и запутавшихся в ней коралловых веточек, и в то же время он напоминает нам морскую раковину, но уже не симметричный морской грeбешок-жемчужницу, а скорее - это изящно завитая раковина-наутилус.
Перенасыщенная декоративность работ стилей рококо и рокайль наряду с уменьшением размеров элементов и деталей приводит к тому, что многие изделия уже начинают терять характер кузнечных работ и переходить в область ювелирного искусства. На закате периода рококо художественная ковка, теряет свои стилевые признаки, перестаёт быть ведущим стилевым признаком, являясь по сути лишь декором, вспомогательным звеном в общем ансамбле.
В современной интерпретации барокко и рококо становятся более спокойными. Задающими стиль элементами является резная мебель в интерьере, скульптура, рустикальная отделка в экстерьере и кованые элементы: лестницы, ограды, перила, ворота. Среди интерьерных деталей важно отметить люстры, рамы зеркал, часы, консоли, карнизы.