РАСЦВЕТ РУССКОГО БАРОККО


ворота шереметьевского дворца

Элементы барочного стиля проникли в Россию еще в начале XVII века. Новую моду на оформление дворцового интерьера принесли с собой весьма непопулярные в ту эпоху исторические персонажи — Григорий Отрепьев (Лжедмитрий I) и его жена Марина Мнишек. В Москве стала появляться мебель в барочном стиле: кровати с балдахинами на витых колоннах, гобелены, венецианские зеркала в массивных рамах. Хотя подобные новшества принимались русской знатью неоднозначно.


В дальнейшем барочные мотивы так или иначе использовались в московской архитектуре XVII века. Это эффектное стилевое направление получило название «нарышкинское», или «московское», барокко. В этом стиле построены церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях, Успенская церковь на Покровке.


В XVII веке в Петербурге развивается архитектурное направление, ставшее известным как петровское барокко. Этот стиль вобрал в себя черты  итальянского барокко, раннего французского классицизма, немецкой и голландской гражданской архитектуры и ряда других стилей и направлений. Заимствовавалось все это выборочно, главным критерием здесь были личные вкусы царя-реформатора. По этой причине петровское барокко ограничено достаточно жесткими временными рамками — эпохой Петра и его непосредственных преемников. Первыми зодчими, приглашенными Петром I из разных стран, были Доменико Трезини, Жан-Батист Леблон, Андреас Шлютер, Дж. М. Фонтана, Н. Микетти и Г. Маттарнови. Каждый из них привносил в облик сооружаемых зданий черты своей архитектурной школы. Отсюда изысканность и неповторимость первых петербургских построек.
 
В отличие от московского петровское барокко решительно отмежевывалось от канонов отечественной школы зодчества. Этому стилю свойственны европейский рационализм, простота объемных построений, четкость соединений и сдержанность убранства, плоскостная трактовка фасадов. Проекты иностранных архитекторов, как правило, воплощались русскими каменщиками, резчиками и кузнецами.

Кузнечное дело

Приемы художественной обработки металла — ковка и литье  имели глубокие традиции на Руси с давних времен. Однако уже во второй половине XVII века, в период правления царя Алексея Михайловича, русские кузнецы начинают следовать в своей работе западноевропейским образцам.  Нередко при заказе каких-либо кованых изделий так и говорилось: «По заморскому образцу, тою же мерою».


На строительство Петербурга собирали талантливых мастеровых со всей страны. Главные новшества в кузнечном  деле того времени касались не столько технологии (в целом она оставалась неизменной на протяжении многих веков), сколько принципов декоративного оформления кованых изделий, на котором и сказалось в первую очередь западно-европейское влияние. Уже во второй половине XVII века в европейском декоративно-прикладном искусстве, в частности в области художественной обработки металла, «законодательницей мод» становится Франция. В начале XVIII века в Европу приходит мода оформлять интерьеры и фасады зданий во «французском» вкусе. Французские альбомы кованых орнаментов быстро расходились по мастерским  Европы и России.


Основным элементом решеток в стиле барокко был акантовый лист в сочетании с круглыми и скрученными в спирали прутьями. Не спешил отказываться новый стиль и от средневековых четырехгранных и плоских прутков, однако использовал их теперь иначе: отдельные прутья уже не пересекаются, а лишь соприкасаются друг с другом; линии прутьев становятся кривыми и нередко дугообразно закручиваются, предвосхищая барочные волюты. Прутьям придается четкая форма линий, которой свойственно гармоничное сочетание прямых и кривых участков. Окончания дуг закручиваются в строгом соответствии с правилами волютного орнамента. Акантовый лист легко и ненавязчиво следует линиям прутьев.  Наряду с этим элементами орнамента становятся розетки, цветы, головы животных, маски, располагающиеся главным образом в местах конструктивных соединений деталей. Характерным примером подобного орнамента могут служить балконные ограждения здания 12 коллегий, ограда Воронцовского дворца (ныне здесь располагается Суворовское училище).