ЭПОХА ГОТИКИ В КОВКЕ


собор в готическом стиле

Готический стиль приходит на смену романскому примерно с середины XVII века. Этот стиль получил большое распространение в Центральной и Западной Европе. И так же, как и все остальные стили, наиболее проявился в архитектуре, и в первую очередь в религиозной и феодальной.

Основное отличие от романского собора, готический получил в кардинальном изменении конструктива. Готический собор обнажил всю конструкцию, сделав легче стены и ускорив строительство. Архитектурная масса сбегает сверху вниз, через стрельчатые арки и аркбутаны. Собор приобретает большую высоту, он возвышается над городской застройкой, вызывая благоговение. В интерьере фреска заменяется витражом, состоящими из кусков цветных и расписанных стекол. Стекла соединенны между собой узкими свинцовыми полосами, охваченными железной арматурой, напоминающей кованые решетки. Готика использует большое количество стилизованных растительных и животных элементов: цветы, листья дуба, винограда, трилистники, 4-х, 6-тисимметричные розетки, лилии, цветы клевера. В витражах широко используются религиозные мотивы, однако наиболее характерной остается ажурная витражная роза. В поздней готике в жилых интерьерах появляются более светские мотивы.

Готические черты в ковке

Одной лишь архитектурой распространение готического стиля не ограничивалось. Те же мотивы мы видим в скульптуре, изобразительном искусстве, в декоративно-прикладном искусстве. Наиболее ярким образцом здесь является Парижский Кафедральный собор Нотр-Дам. В кованом декоре дверей собора Парижской богоматери мы можем наблюдать образец художественной ковки — вязь с рисунком из виноградных листьев, которая поражает своей красотой и тонкостью. Помимо этого много прекрасных образцов готики в ковке можно увидеть в Германии в церкви св. Елизаветы в Марбурге, в лондонском музее Виктории и Альберта. Здесь можно увидеть интересные фигурные оковки дверей из церкви французского города Ганна. Несколько панно с мотивами на тему виноградной лозы сохранились в Англии в кованой ограде гробницы в церкви Вестминстерского аббатства и в кованых ограждениях хора в Кентерберийском соборе. В Испании примеры готического стиля можно найти в провинции Каталония, где сохранилось некоторая часть кованых решеток в церквях и соборах.

Черты готики также наблюдаются и в ковке лестничных ограждений и оград. Каждый пруток ограды завершался стрелой, что часто используется и в наше время, а у основания ограды зачастую присутствовали четырёхлепестковые симметричные розетки.

кованые дверные петли в готическом стиле

В XVIII-XIV веке богато отделанные металлом изделия для украшения зданий стали пользоваться спросом среди светских людей: в это время формируются крупные города, в них появляются состоятельные люди, у которых, конечно, есть стремление к роскоши — оковывали замки, сундуки, мебель. Развитию ковки в городах способствует появление ремесленных общин и, как следствие, мануфактур. Широко развивается геральдика. Состоятельный человек считает своим долгом иметь на всех предметах свой герб. Он появляется не только на доспехах, оружии, но и в витражах на окнах дома, в кованых вензелях на сундуках, креслах.

Оружие также совершенствуется. Это разнообразные алебарды, биллы, двуручные и полуторные мечи, боевые молоты, боевые топоры и косы, копья и корсеки. Для того времени характерно появление кирас, кольчуг, лёгких шлемов-шапелей, барбютов, бацинетов, арметов. Всё это богато украшается чеканкой, эмалью.

Готика, ковка и современность

В современном мире готический стиль в ковке очень популярен. Создаются целые интерьеры в готическом стиле, стрельчатость рисунка уместна в помещениях со вторым светом, стрельчатые арки могут быть в орнаменте спинок стульев, кроватей. Декоративные готические элементы используются в кованых оградах, воротах, решётках, лестничных ограждениях.