ЭПОХА КЛАССИЦИЗМА В КОВКЕ


Конец XVII века знаменателен тем, что параллельно с развитием таких богато-вычурных стилей как барокко, идёт становление нового стиля – классицизма. С латыни «classicus» переводится как «образцовый». И действительно этот стиль обращается к нравственным идеалам, гармоничным образам, закономерности происходящего и организованности природы. Его характеризует более спокойное графическое воплощение. Это аристократизм в чистом виде без вычурности и излишеств.

 

Период классицизма можно назвать расцветом кузнечного дела. Несмотря на кажущуюся простоту рисунков, мы видим богатство в чистоте металла, в его природной красоте, в строгих и прямых линиях. Кузнечное дело широко развивается, даже Людовик XVI был страстным поклонником ковки, имел при дворце собственную кузницу и зачастую сам упражнялся в кузнечном деле. Классицизм в мотивах для ковки – это в первую очередь строгая геометрия в формах, в основе – прямые прутья, как декор – волюты, минималистичный рисунок из цветов и лавровых листьев, круги, ромбы, ломанные и извилистые линии (меандры). В качестве наверший, как правило, используются шары и пики.

 

Принципами классицизма можно назвать соподчинённость элементов, второстепенных главным, модульность изделий, многократно повторяющиеся элементы, строгая симметрия. Из-за модульности, и как следствие, простоты исполнения, до сих пор классицизм является наиболее популярным стилем для изготовления заборов, балконов, решёток. Но при кажущейся скромности в рисунке особое внимание уделяется проработке деталей, качеству исполнения.

Конец XVII века знаменит раскопками в Помпеях. Вся Европа была очарована красотой античного мира. Классицизм получает новое звучание, стиль послереволюционной империи – ампир. Работы в этом стиле можно проследить в Аугсбурге, Нюрнберге, Рейнской области. На здании бывшего Венгерского министерства в 1782-м году были установлены кованые решётки в стиле классицизма. Более поздние образцы, но как правило, более выразительные, мы можем наблюдать в Праге, во дворце Сильвы-Тарук-На-Пршикопе. В России примеры художественной ковки эпохи Классицизма можно увидеть в Москве, в Российской государственной библиотеке, в ограде Института им. Склифосовского, в ограде Английского клуба и т.д.


К сожалению, начало XIX века знаменуется упадком ковки. Художественная ковка дошла до своего пика и замерла там в своём великолепии. С пьедестала художественного металла её потеснило литьё. Литьё из чугуна существовало достаточно давно, но, к сожалению, технологии не позволяли работать с металлом на художественном уровне. Литые элементы получались достаточно грубыми. Начало XIX века принесло промышленную революцию. Коренные изменения во многих сферах промышленности привели к развитию технологий, на смену мануфактуре и ремеслу пришло промышленное производство. Дешёвое и изящное литьё потеснило ковку из сферы художественного металла. Литейные мастерские стали быстро наводнять города Германии, Чехии, Англии, Австрии, Франции.

Классицизм в современной ковке

В современной интерпретации ковка в стиле классицизм используется достаточно широко. Это можно объяснить простотой модулей, чистотой линий, простой геометрией, возможностью удешевить элементы используя гибочные станки и сварку. К сожалению, подобный подход привёл к профанации ковки как искусства – рынок наводнили низкокачественные поделки, ничего общего с ковкой не имеющие. Но это не умаляет декоративно-художественной роли ковки в интерьере и экстерьере. Ковка в этом стиле не затмевает основного декора, она является скорее необходимым дополнением, чем доминантой в интерьере и экстерьере. Чаще ковку в стиле классицизм используют для экстерьера, но встречаются и образцы мебели в этом стиле.