Романский стиль (от лат. romanus — римский) — художественный стиль, господствовавший в основном в Западной Европе — одна из важнейших вех в развитии средневекового европейского искусства. Свое развитие получил в X—XII веках, являясь, по сути, первым общеевропейским стилем. Наиболее полно проявил себя в архитектуре.
Для романских построек было характерно сочетание ясного архитектурного силуэта, основательности и лаконичности наружной отделки. Здания в романском стиле зачастую носят оборонительный характер, поэтому их массивные стены достигали несколько метров кладки с узкими проёмами бойниц - окон и ступенчато-углубленными порталами. Наиболее популярными постройками того времени являются храм-крепость и замок-крепость. Главным элементом архитектурной композиции становится башня или несколько башен. Вокруг них располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм — кубов, призм, цилиндров. Широко используются полуциркульные арки, коробовые и крестовые своды.
Кованый металл нашел свое значение при строительстве зданий. Редкие постройки обходились без кованых деталей. Здания тех веков отличались суровой архитектурой, что также нашло отражение и в ковке. Мощные связи (стяжки, или тяжи) использовались для укрепления здания и скрепляли стены при помощи специальных кованых лопаток, коваными дугами укрепляли арочные проемы и своды. Основами конусных шпилей иногда являлись кованые продольные и поперечные металлические стержни.
Вторая, основная роль ковки – подчеркнуть могущество и красоту храмов и монастырей. Для храмов кузнецы изготавливали решетки и ограждения, элементы алтарной части. Характерной чертой романской кованой решетки является массивность. Зачастую решетка собиралась из вертикальных прутьев квадратного или прямоугольного сечения, поставленных наискось или отвесно. Отдельные промежутки между ними заполняли спиралями и завитками, выходящими из прутьев. Иногда завитки могли сплошным ковром покрывают всю поверхность решетки, но при этом быть строго организованными. В конструктивной основе при этом лежат чёткие линии, чаще всего вертикальные. Характерными являются следующие типы узоров ковки: завитки вырастают и разветвляются из одного корня, из-за этого более толстого, часто перехваченного хомутом; симметричное развитие и соединение завитков. Нередко размеры соседних завитков весьма разнообразны. Большие завитки или очень насыщенные или имеют в середине цветок или какой-нибудь элемент.
Романский период является серьёзным этапом и в развитии бытовой художественной ковки. В изделиях при этом наблюдалась простота и мощь. Мы видим союз дерева и железа, где железо защищало дерево от быстрого износа: кованые скобы и накладки на сундуки, прочные скобы на мебели, мощные окованные двери. Деревянные двери укрепляли коваными элементами достаточно высокого художественного уровня. Жиковины, с разрубленными концами, разветвляющиеся в завитки и спирали, покрывали целую поверхность двери и таким образом скрепляли вместе тяжелые дубовые доски. Кованые детали были иногда покрашены, а под них подкладывали разноцветную кожу. В большинстве случаев жиковины заканчивались "червонками", а по всей длине шли завитки. Очень часто поверхность металла украшалась орнаментом. Навершия оформлялись в виде шишечки или пламени свечки, а опорный нижний конец стержня расковывался в фигурную лапку, в которой пробивалось отверстие для гвоздя. Отдельная тема – шляпки кованых гвоздей, болтов и заклепок. В зависимости от требований и художественного замысла они могли быть полусферическими или пирамидальными, многогранными, в форме цветка.
В современной интерпретации романский стиль в ковке встречается достаточно редко. Это обусловлено в первую очередь тем, что редко строятся здания в романском стиле, требующие соответствующего кованого оформления. Но в любом случае, ковка в этом стиле достаточно проста, даже несколько груба, максимально используются принципы горячей ковки, простые завитки и стилизации. Обязательно сочетается с деревом и камнем, создавая некий замковый образ.